МЕТОДИЧНІ ЗАВДАННЯ ЯК ЕФЕКТИВНИЙ ЗАСІБ ФОРМУВАННЯ МЕТОДИЧНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ФІЗИКИ

Автор(и)

  • О. І. Іваницький Запорізький національний університет, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2014-20.268-271

Анотація

У статті досліджено методичні завдання як категорію навчальної діяльності і засіб навчання майбутніх учителів фізики в контексті методичної підготовки. Методичне завдання є моделлю конкретної ситуації, вирішення якої передбачає імітацію процесу навчання фізики в умовах, наближених до реальних. Описано три групи методичних завдань. Перша група формує у студентів методичні знання та вміння. До неї відносяться завдання когнітивного характеру, вирішення яких передбачає здатність аналізувати ситуації на застосування знань учнів з фізики. Друга група сприяє узгодженню особистісних і професійних цінностей майбутніх вчителів фізики з їх проявом в різних видах методичної діяльності. Це світоглядні завдання, під час розгляду яких виявляються особистісні якості майбутніх учителів фізики. Третя група орієнтована на надання допомоги майбутньому вчителю фізики в досягненні певного рівня самонавчання, саморозвитку.

Ключові слова: методична компетентність, методичні завдання, майбутній учитель фізики.

В статье исследованы методические задачи как категория учебной деятельности и средство обучения будущих учителей физики в контексте методической подготовки. Методическая задача является моделью конкретной ситуации, решение которой предполагает имитацию процесса обучения физике в условиях, приближенных к реальным. Описаны три группы методических задач. Первая группа формирует у студентов методические знания и умения. К ней относятся задачи когнитивного характера, решение которых предполагает способность анализировать ситуации на применение знаний учащихся по физике. Вторая группа способствует согласованию личностных и профессиональных ценностей будущих учителей физики с их проявленим в различных видах методической деятельности. Это мировоззренческие задачи, во время рассмотрения которых проявляются личностные качества будущих учителей физики. Третья группа ориентирована на оказание помощи будущему учителю физики в достижении определенного уровня самообучения и саморазвития.

Ключевые слова: методическая компетентность, методические задачи, будущий учитель физики.

The article studies methodical tasks such as category of learning activity and training tool the future of teachers of physics in the context of methodical preparation. The methodical task of is the model of a particular situation, solution of which assumes imitation of the process training to the physicist in the conditions approached to the real. We describe three groups of methodical tasks. First group forms the methodical knowledge and abilities of students. It includes cognitive tasks which decision implies the ability to analyze the situation on application of the knowledge of students in physics. The second group promotes coordination personal and of professional values the future teachers of physics with their displays in different kinds of methodical work. This worldview problem, during the consideration of which are manifested specific features of the personality of future teachers of physics. A third group is oriented on helping future teacher of physics in achieving certain level of self-learning and self-development.

Key words: methodical competence, methodical tasks, the future teacher of physics.

 

Посилання

Десненко С.И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе : автореф. дис. ... д. п. н. / С.И. Десненко. - М., 2007. - 42 с.

Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода : монография / В.И. Земцова. - М. : Компания Спутник+, 2008. - 208 с.

Игна О.Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификация / О.Н. Игна // Вестник ТГПУ - Вып. 7(85). - 2009.

Ковтунова Т.И. О содержании понятия «методическая задача» / Т.И. Ковтунова // Материалы заочной научнопрактической конференции, посвященной 65-летию со дня рождения профессора И.Д. Пехлецкого «Проблемы подготовки высококвалифицированных преподавателей математики» (03.07.2003 г. - 31.03.2004 г.). - Режим доступу: http:// www.pspu.ac.ru

Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личност-но ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды : монография / М.И. Лукьянова. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2004. - 440 с.

Сергиенко И.Ю. Методическая задача как способ организации познавательной деятельности студентов / И.Ю. Сергиенко // Образовательные технологии. - 2007. - № 1. - С. 96-97.

Таможняя Е.А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования : автореф. дис. ... д. п. н. : 13.00.02 / Е.А. Таможняя. - М. : МГПУ 2011. - 48 с.

Шарко В.Д. Теоретичні засади методичної підготовки вчителя фізики в умовах неперервної освіти : автореф. дис. ... д.п.н. : 13.00.02 / Валентина Дмитрівна Шарко. - К., 2006. - 44 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-12-15