ОРГАНІЗАЦІЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ ПО ПІДГОТОВЦІ ДО ЛАБОРАТОРНИХ РОБІТ З ФІЗИКИ З ВИКОРИСТАННЯМ ЗАСОБІВ IT
DOI:
https://doi.org/10.32626/2307-4507.2016-22.197-200Анотація
В даній роботі описані засоби та методика формування експериментаторської компетентності студентів технічного університету в процесі підготовки до лабораторних робіт з фізики на основі оптимального поєднання традиційних форм навчання та сучасних інформаційних технологій.
Показано, що застосування спеціально розроблених дидактичних матеріалів, присвячених правилам запису результатів експерименту, проведенню обчислень та заокругленню остаточних результатів, обчисленню похибок, побудові графіків суттєво підвищує якість опрацювання студентами результатів експериментальних досліджень.
Недостатність досвіду проведення експериментів, який студенти першого курсу повинні були набути при навчанні в школі, ускладнює для них розуміння методики експерименту та якісне проведення вимірювань. Показано, що попереднє тестування та застосування комп’ютерних тренажерів (віртуальних лабораторних робіт) і запропонованої методики формування експериментаторських навичок студентів суттєво підвищує ефективність використання навчального часу в лабораторії.
Ключові слова: навчання фізики; експериментаторська компетентність; комп’ютерні тренажери; лабораторний практикум; LMS Moodle; вища технічна школа.
В данной работе описаны средства и методика формирования экспериментаторской компетентности студентов технического университета в процессе подготовки к лабораторным работам по физике на основе оптимального сочетания традиционных форм обучения и современных информационных технологий.
Показано, что применение специально разработанных дидактических материалов, посвященных правилам записи результатов эксперимента, проведению вычислений и округлению окончательных результатов, вычислению погрешностей, построению графиков существенно повышает качество обработки студентами результатов экспериментальных исследований.
Недостаточность опыта проведения экспериментов, который студенты первого курса должны были получить при обучении в школе, затрудняет для них понимание методики эксперимента и качественное проведение измерений. Показано, что предварительное тестирование и применение компьютерных тренажеров (виртуальных лабораторных работ) и предложенной методики формирования экспериментаторских навыков студентов существенно повышает эффективность использования учебного времени в лаборатории.
Ключевые слова: обучение физики; экспериментаторские компетентности; компьютерные тренажеры; лабораторный практикум; LMS Moodle; высшая техническая школа.
In this paper we describe the tools and methods of experimentation formation of competence of students of the Technical University to prepare for the labs of physics based on the optimal combination of traditional forms of learning and modern information technologies.
It is shown that the use of specially developed teaching materials on the rules of entry of the experimental results, carrying out calculations and rounding of the final results, calculation errors, graphing significantly improves students’ readiness to perform the experiments.
Lack of experience in experimentation that first-year students were to receive training at school, makes it difficult for them to understand the experimental methods and qualitative measurements. It was shown that pre-testing and the use of computer simulators (virtual labs), and the proposed method of formation of students' skills in experimentation, significantly increases the efficiency of students’ work in the laboratory.
Key words: teaching physics; experimentation competence; computer simulators; laboratory practice; LMS Moodle; Higher Technical School.
Посилання
Анисимова О.В. Тестовый контроль готовности студентов к выполненению лабораторных работ по физике / О.В. Анисимова, С.А. Подласов // «Современный физический практикум» / Сборник трудов XII Международной учебно-методической конференции под редакцией Н.В. Калачёва и М.Б. Шапочкина / г. Москва, 25-27 сентября 2012 года. Издательский дом Московского физического общества. Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана. С. 26.
Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. / А.И. Бугаев – М.: Просвещение, 1981. – 288 с.
Дж. Скайрс Практическая физика. Перевод с английского под редакцией Е. М. Лейкина. М.: Изд-во «Мир». 1971. – 248 с.
Кабардин О. Ф. Методические основы физического эксперимента / О.Ф. Кабардин // Физика в школе, 1985. № 2. С. 69-73.
Капица П. JI. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи, выступления. / П.JI. Капица. – М.: Наука, 1977. 352 с.
Коршак Є.В. Методика і техніка шкільного фізичного експерименту / Є.В. Коршак, Б.Ю. Миргородський. - К. : Вища школа, 1981.
Лабораторні роботи з курсу "Загальна фізика" [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://moodle.ipo.kpi.ua/moodle/file.php/254/GeneralPhysics-Labs/html_physics/index_lab.html
Майер Р. В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике: Учебное пособие. / Р.В. Майер – Глазов: ГГПИ, 1998. – 132 с.
Матвійчук О.В. Аналіз результатів вхідного контролю знань студентів з фізики як основа індикації питання реалізації принципу наступності у навчанні / О.В. Матвійчук // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова. Серія № 5. Педагогічні науки: реалізація та перспективи : зб. наук. пр. / за ред. В.П. Сергієнка. – Київ, 2011. – Вип. 28. – С. 147–151.
Моисеенко В. И. Виртуальные лабораторные работы по физике / Моисеенко В. И., Подласов С.А. // Материалы Х Международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-09)». Санкт-Петербург, 31 мая – 4 июня 2009 граммов. Т.2. Спб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 374 с.
Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: учебное пособие / Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 159 с.
Сергієнко В.П. Оптимізація лабораторного практикуму з курсу загальної фізики у педагогічних інститутах (на прикладі розділу "Молекулярна фізика. Вступ до термодинаміки") : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Володимир Петрович Сергієнко ; КДПІ ім. М.П. Драгоманова. – Київ, 1993. – 188 с.
Шамало Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. / Тамара Николаевна Шамало. – Екатеринбург, 1992. – 385 с.
S. Kwitnewski Poradnik metodyczny dla nauczycieli do nauczania fizyki metoda eksperymentu / Stanisław Kwitnewski. – Elbląg 2013. – 114 p.