ДИДАКТИЧНИМ АСПЕКТ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ДІЄВОСТІ УПРАВЛІННЯ НАВЧАННЯМ ФІЗИЦІ

Автор(и)

  • П. С. Атаманчук Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, Україна

DOI:

https://doi.org/10.32626/2307-4507.2013-19.10-13

Анотація

П. С. Атаманчук

Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенка

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕЙСТВЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ФИЗИКЕ

С позиций внедрения деятельностно-личностного подхода, в статье рассматриваются инновационные версии реализации целеориентаций, объективного контроля и действенного управления в обучении физике. Впервые доказано, что формирование надлежащих предметных компетенций и мировоззрения возможно только в таких процедурах организации и реализации учебно-познавательной деятельности, в которых сполна задействован механизм сочетания рационально-логического и эмоционально-ценностного личностных мыслительных начал ученика. На этой основе построена дидактическая модель обучения физике, в которой отражена динамика возрастания индивидуального компетентносно-мировоззренческого опыта от низших (подражание, заучивание, понимание главного) к более высоким (умение, навыки, убеждения, привычки) уровням осведомленности.

Ключевые слова: психологическая установка, рефлексия, стандарт образования, стандарт образовательной среды, измерители качества знаний, прогноз, объективный контроль, управление, компетентность, мировоззрение, физика.

P. S. Atamanchuk

Kamianets-Podilsky Ivan Ohienko National University DIDACTIC ASPECT OF PROVIDING EFFECTIVE MANAGEMENT IN TEACHING PHYSICS

Innovative variants of aim realization, objective supervision and effective management in teaching Physics from point of implementation activity and personality oriented approach are examined in the article. For the first time it is proved that formation of the proper objective competence and world view is possible only in such procedures of organization and realization of educational and cognitive activity using mechanism combination of mental, logical, emotional, appreciative origins.

On this basis created didactic model of teaching Physics in which the dynamic growth of individual experience in aspect of competence and worldview is reflected from simpler (imitation, learning by heart, understanding of main) to the higher (ability, skills, persuasions, habits) levels of knowledge.

Key words: psychological setting, reflection, standard of education, standard of educational environment, measuring devices of knowledge quality, prognosis, objective control, management, competence, world view, Physics.

Біографія автора

П. С. Атаманчук, Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка

доктор педагогічних наук, професор, дійсний член АНВО України, завідувач кафедри методики викладання фізики і дисциплін технологічної освітньої галузі Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка

Посилання

Атаманчук П.С. Інноваційні технології управління навчанням фізики / П.С. Атаманчук. - Кам’янець-Подільський : Кам’янець-Подільський державний педагогічний університет, інформаційно-видавничий відділ, 1999. - 174 с.

Атаманчук П.С. Дидактичні основи формування фізико-

технологічних компетентностей учнів: монографія /

П.С. Атаманчук, О.П. Панчук. - Кам’янець-Подільський : К-ПНУ 2011. - 252 с.

Атаманчук П.С. Збірник задач з фізики / Атаманчук П.С., Криськов А.А., Мендерецький В.В. ; за ред. П.С. Атаманчука. - К. : Школяр, 1996. - 304 с.

Атаманчук П.С. Тематичні завдання еталонних рівнів з фізики (7-11 класи) : навчально-методичний посібник / П.С.Атаманчук, А.М. Кух. - Кам’янець-Подільський : Абетка-Нова, 2004. - 132 с.

Методика і техніка навчального фізичного експерименту в основній школі : підручник для студентів вищих навчальних закладів / Атаманчук П.С., Ляшенко О.І., Мендерецький В.В., Ні-колаєв О.М. - Кам’янець-Подільський : К-ПНУ 2010. - 292 с.

Методика і техніка навчального фізичного експерименту в старшій школі : підручник для студентів вищих навчальних закладів / Атаманчук П.С., Ляшенко О.І., Мендерецький В.В., Ніколаєв О.М. - Кам’янець-Подільський : К-ПНУ 2011. -420 с.

Атаманчук П.С. Дидактика физики (основные аспекты) : монография / П.С. Атаманчук, П.И. Самойленко. - М. : Московский государственный университет технологий и управления, РИО, 2006. - 245 с.

Боднар В.І. Дидактика / В.І. Боднар. - К. : Либідь, 2005. -264 с.

Національна рамка кваліфікацій // Освіта. - 2012. - № 1-2 (5488-5489). - С. 11-13.

Скулов П.В. Принцип динамічного балансу як необхідна компонента процесу професійної підготовки майбутнього учителя фізики / П.В. Скулов // Наукові записки : зб. наукових статей Національного педагогічного університету ім. М.П.Дра-гоманова. - К. : НПУ 2003. - Вип. 53. - C. 335-341.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д.Н.Узна-дзе. - М. : Наука, 1966. - С. 150-290.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 2-х т. : пер. с нем. / Х. Хекхаузен ; под ред. Б.М. Величковского ; предисловие Л.И. Анциферовой, Б.М. Величковского. - М. : Педагогика, 1986. - Т.1. - 408 с.; Т.2. - 392 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2013-09-30