ТЕОРЕТИЧНІ ТА МЕТОДИЧНІ ЗАСАДИ МОНІТОРИНГУ ЯКОСТІ ВИЩОЇ ОСВІТИ
DOI:
https://doi.org/10.32626/2307-4507.2013-19.119-124Анотація
В. П. Сергиенко, Н. В. Сорокина
Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются теоретические и методические основы мониторинга в образовании. Авторами определено понятие мониторинга качества образования в вузе. Проведенный анализ этапов становления педагогического мониторинга, его уровней, задач, объектов, принципов и функций, учета влияния объективных и субъективных факторов позволяет утверждать о необходимости внедрения в практику работы высших учебных заведений комплексных систем мониторинга качества образования (по комплексу критериев и показателей), что позволит обеспечить качественную подготовку специалистов.
Ключевые слова: мониторинг, высшее образование, качество образования, мониторинг в образовании.
V. Sergienko, N. Sorokina National Pedagogical Drahomanov University
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF MONITORING QUALITY OF HIGHER EDUCATION
This article discusses the theoretical and methodological foundations for monitoring education. The authors defined the concept of monitoring the quality of education in higher education. The analysis stages of pedagogical monitoring of its levels, tasks, objects, principles and functions, taking into account the impact of objective and subjective factors suggests the need for implementation in practice of the higher education systems of integrated education quality monitoring (for complex criteria and indicators) that will provide quality training.
Key words: monitoring, higher education, quality of education, and monitoring in education.
Посилання
Ампілогова Л. Особистісно орієнтовані технології навчання / Л. Ампілогова // Директор школи. - 2003. - № 45. -С. 7-10.
Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования / В.И. Андреев // Известия Российской Академии Наук. - 2010. - № 1. - 370 с.
Байназарова О. Система моніторингу якості освіти на регіональному рівні / О. Байназарова // Моніторингові дослідження як інформаційна база в системі управління якістю освіти : мат. Всеукраїнської наук.-практ. конф. 29-30 березня 2005 року. - Луцьк : Волинський інститут післядипломної педагогічної освіти. - 2005. - С. 26-29.
Величко О.Г. Якість освіти - проблеми й перспективи / О.Г. Величко, С.Й. Пінчук, С.Т. Пліскановський // Проблеми освіти : наук.-метод. зб. - К. : Наук.-метод. Центр вищої освіти, 2009. - Вип. 34. - 341 с.
Вікторов В. Основні критерії та показники якості освіти / В. Вік-торов // Вища освіта України. - 2006. - № 1. - С. 54-59.
Волобуєва Т.Б. Управлінський супровід моніторингу якості освіти / Т.Б. Волобуєва. - Х. : Основа, 2009. - 94 с.
Єльнікова Г.В. Освітній моніторинг в регуляції управління загальною середньою освітою / Г.В. Єльнікова, З.В. Рябова // Управління національною освітою в умовах становлення і розвитку української державності: матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції (28-30 жовтня 2008 року). - К. : Правда Ярославичів, 2008. - С. 83-86.
Качалов В.А. Стандарты ИСО-9000 и проблемы управлением качеством в вузах / В.А. Качалов. - М. : ИздАТ, 2001. - 126 с.
Луговий В. Педагогічна освіта в Україні: структура, функціонування, тенденції розвитку / В. Луговий ; за заг. ред. О.Г. Мороза. - К. : МАУП, 2004. - 196 с.
Лукіна Т. Моніторинг в освіті. Створення та функціонування системи моніторингу якості освіти / Т. Лукіна // Управління освітою. - 2005. - №4 (100). - С. 1-15.
Ляшенко О.І. Організаційно-методичні засади моніторингу якості освіти / О.І. Ляшенко // Педагогіка і психологія. -2007. - № 2 - С. 34-40.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. -СПб. : Образование-Культура, 1998. - Кн. 1. - 344 с.
Майоров А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов. - СПб. : Изд-во СПГУПМ, 1992. - 79 с.
Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования : книга для педагога / В.Н. Максимова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 101 с.
Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. -М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.
Моніторинг якості освіти: методи, форми, організаційне забезпечення / укл. А.М. Зубко, Н.В. Товстуха, О.О. Морєв. - Херсон : Південноукраїнський регіональний інститут післядип-ломної педагогічної освіти педагогічних кадрів. - 2001. - 50 с.
Моніторинг якості освіти: сутність, зміст, технологія / за заг. ред. А.О. Лавренюка // Довідник ЗД : накази, наради, моніторинг, аналіз. - Х. : Основа, 2006. - 176 с.
Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 1. -С. 24-28.
Оварчук О. Якість освіти в діяльності освітянських організацій міжнародної спільноти / О. Оварчук // Шлях освіти. -2005. - № 4. - С. 22-25.
Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь. - Екатеринбург : Изд-во УРГПУ, 2005. - 264 с.
Педагогічне оцінювання і тестування. Правила, стандарти, перспективи / за заг. ред. О.Л. Локшиної. - К. : К.І.С., 2004. - 128 с.
Приходько В.М. Моніторинг якості освіти та виховної діяльності навчального закладу : [навч.-метод. посіб. для вчителя] /
B. М. Приходько. - Х. : Основа, Тріада+, 2007. - 144 с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 257 с.
Силина С.П. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах / С.П. Силина // Педагогика. - 2001. - № 7. -
C. 47-53.
Сібіль О. Педагогічний моніторинг ефективності освітньої системи гуманітарної школи / О. Сібіль // Рідна школа. -2003. - № 11. - С. 12-14.