ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ФИЗИКИ (XVIII - XX вв.)
DOI:
https://doi.org/10.32626/2307-4507.2011-17.111-113Анотація
Будущие учителя физики по окончании вуза имеют представление о развитии методической науки, начиная с работ известных методистов. В то же время историю учебников физики, которыми пользовались школьники в прошлом, начиная с первых иностранных и первых русских учебников, они не знают. По этим учебникам можно проследить развитие методической мысли, начиная с 17 века в России и других государствах Европы. Авторы именно этих учебников являются первыми методистами, а их книги - первыми методическими пособиями. Обзор материала, изложенного в наиболее характерных учебниках того времени, можно найти в статье П.В. Ромадина «Из истории русской методики физики» В приведенной таблице дана характеристика учебников физики, которые были более всего распространены в Российской империи начиная с 17 века и оканчивая 20 веком до революции 1917 года и учебники физики, выпущенные в период после 1917 года до Великой отечественной войны. В таблице также указаны некоторые особенности построения учебного материла и те изменения, которые происходили в связи с развитием методической науки и самой физики.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, история физики, первые учебники, анализ учебного материала.
Future physics teacher after graduation have a picture of the teaching methodology development, beginning with the works of famous methodologists. At the same time the history of physics textbooks used by students in the past, starting with the first international and Russian textbooks, they do not know. Using these tutorials one can trace the development of methodological thought since 17 century in Russia and other European countries. The authors of these particular books were the first methodists, and their books - the first methodical textbooksro Review of the material presented in the characteristic books of the time can be found in P.V. Romadina "From the history of Russian physics methodology." The table below shows the characteristics of physics textbooks that were most prevalent in the Russian Empire beginning from the 17-th century and up to 20-th century before the revolution in 1917, as well as the textbooks, produced in the period after 1917 until World War II. The table also shows some design features of the educational material and the changes that have occurred in
connection with the development of teaching methodology and physics itself.
Key words: professional training, history of physics, the first textbooks, the analysis of educational material.
Посилання
Вольфианская экспериментальная физика переведення с немецкого языка на латинський язык, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. - СПб.: Тип. А.Н., 1746. - 170 с.
Вольфианская экспериментальная физика переведення с немецкого языка на латинський язык, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов. - Идз. 2-е с прибавлениями. - СПб. Тип. А.Н., 1760. - 183 с.
Из истории русской методики физики / Ромадин П.В // В помощь учителю: Метод. сб. - [б. м.]:[б. изд.], 1955. -Т.2. - С. 195-219.
Магницкий Л. Ф. Арифметика, сиречь наука числительная / Магницкий Л. Ф. - М., 1703. [Б. изд.] - 325 с.
Сергєєв О. Становлення, досягнення і перспективи розвитку дидактики фізики в Україні (XVIII ст. - 1917 р.) / Сергєєв О., Сосницька Н. // Фізика та астрономі в школі. -2006. - №2. - С. 45 - 52. ( 45).
Турышев И.К. История развития методики физики в России / Турышев И.К. - Владимир: Владимирс. гос. пед. ин-т им П.И. Лебедева-Полянского, 1974. - Вып 1. - 229 с.