МОДЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
DOI:
https://doi.org/10.32626/2307-4507.2005-11.256-260Анотація
Рассмотрено влияние всех разновидностей учебного эксперимента (натурного, модельного и мысленного) на процесс формирования научных понятий при обучении физике в средней школе. Установлено, что наиболее эффективным средством формирования физических понятий является модельный эксперимент. Выявлены пси-холого-дидактические функции модельного эксперимента, используемого в качестве средства формирования понятийного аппарата. Определены требования, которыми рекомендуется руководствоваться при разработке новых модельных опытов или отборе наиболее эффективных из числа уже имеющихся модельных опытов.
Ключевые слова: обучение физике, физические понятия, модельный эксперимент.
We have considered the influence of all kinds of experiments (natural, model and thought) on the process of scientific concepts formation in high school physics teaching. It has been established that the most effective tool to form scientific concepts is the model experiment.
We discovered psycho-didactic function of the model experiment, used as a tool to form scientific concepts.
The requirements to be followed developing new model experiments, or selecting the most effective ones from already existing model experiments have been determined.
Key words: physics teaching, physics concepts, model experiment.
Посилання
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
Эйнштейн А. Физика и реальность. — М.: Наука, 1965.
- 360 с.
Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики. — М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
Френкель Я.И. На заре новой физики. — Л.: Наука, 1970. - 384 с.